Временные мосты через Хортицу и их постройка в 1944 г.: эксклюзивные фото и подробности - Национальный заповедник "Хортица"
Выступление Сечевых козаков

Временные мосты через Хортицу и их постройка в 1944 г.: эксклюзивные фото и подробности

Временные мосты через Хортицу и их постройка в 1944 г.: эксклюзивные фото и подробности

Предупреждение для журналистов: если Вы хотите написать новость об этом материале, опишите его своими словами, и обязательно укажите активную гиперссылку на эту страницу, используя не более одной из имеющихся здесь фотографий на Ваш выбор! Уважайте чужой труд!

События Второй мировой войны на территории Запорожского края привели к масштабным разрушениям транспортной инфраструктуры: одну только плотину ДнепроГЭСа взрывали дважды, та же судьба ожидала и оба моста Стрелецкого через Новый и Старый Днепр, которые стояли на месте нынешних мостов Преображенского, и связывали оба берега Запорожья и остров Хортица не только пешеходным и автомобильным, но и железнодорожным сообщением. Взорвав при отступлении все существующие мосты, немецкие войска оставили разрушенный город без возможности какого-либо транспортного сообщения, сделав невозможным процесс послевоенного восстановления города и перемещение важных для фронта и наступления грузов. Для того, чтобы полностью восстановить существовавшие на старом месте мосты и плотину ДнепроГЭСа с электростанцией, потребовались долгие годы напряжённой работы, а необходимость соединить берега как можно скорее появилась сразу же после отступления немцев из города. Русло реки на месте мостов Стрелецкого было сильно загромождено разрушенными мостовыми конструкциями, что в сочетании с их большой высотой (до 45 м над уровнем воды) делало невозможным быстрое их восстановление. Разрушения плотины Днепровской ГЭС также оказались слишком масштабными для оперативного восстановления мостового перехода по ней. По этой причине было принято решение соорудить временную железную дорогу, которая позволила бы на время восстановления основных мостов и плотины переправлять важные грузы через оба русла Днепра в черте Запорожья, и восстановила бы ЖД-сообщение между Кривым Рогом и Донбассом по маршруту Второй Екатерининской железной дороги.

Руины моста Стрелецкого через Новый Днепр в 1946 г.
Руины моста Стрелецкого через Новый Днепр в 1946 г.

После изучения сложившихся условий на реке Днепр и железнодорожной магистрали, был выбран вариант строительства временной ЖД-ветки с мостами через Днепр через южную часть острова Хортица. Согласно проекту, временная ветка начиналась от железнодорожной станции Запорожье-1, где уходила на запад, в сторону Днепра, прямо по нынешней улице Привокзальной (бывшая ул. Луначарского). Кстати, именно по причине существовавшей здесь временной ЖД-ветки эта улица долгое время носила название Придорожной, а уже позже стала называться Луначарского. Далее железная дорога упиралась в русло Днепра, которое должна была пересечь по временному деревянному мосту, попасть на остров Хортица в его плавневой части, и, обойдя остров, выйти на русло Старого Днепра, где по проекту сооружался второй деревянный мост. Далее пути проходили вдоль побережья Старого Днепра на правом берегу, и соединялись с существующей железнодорожной магистралью на участке Запорожье-Апостолово, недалеко от разрушенного одноарочного моста Стрелецкого. Общая длина трассы составляла 11 км1.

Маршрут временной железной дороги на карте 1945 г.
Маршрут временной железной дороги на карте 1945 г. (нажмите для увеличения)

Реализация этого проекта началась сразу же после освобождения острова Хортица и правого берега Запорожья от нацистов. Освобождение состоялось 30 декабря 1943 года, а уже 6 января 1944 года НКПС утвердил проект обхода мостов. Сами же работы начались ещё раньше, 4 января, а срок открытия движения по будущей временной железной дороге был установлен очень скорым: начать движение планировали уже 23 февраля, то есть всего спустя 40 суток после начала работ! Учитывая очень сжатые сроки работ, а также тяжелейшие погодные условия и последствия военных действий в городе, работа предстояла очень тяжелая. В работах по сооружению железной дороги и временных мостов привлекались все части 1-й гвардейской железнодорожной бригады полковника В. П. Тиссона, 3,7, 59-й восстановительные батальоны и 43-й батальон механизации железнодорожной бригады полковника В. И. Рогатко, а также 7-й и 44-й мостопоезда, 221-й горем и местное население. Также с предприятий города выделялось 1250 рабочих: 400 человек с "Запорожстали", 100 с "Запорожстроя", 150 с завода "Коммунар", 350 человек с магниевого НКЦМ, ДАЗ и ДЭЗ. 25% служащих из хозяйственных, советских и кооперативных учреждений было мобилизовано для строительства железных дорог и мостов2.

Строительство сооружений велось в две очереди: на первой применялись бóльшие уклоны, меньшая ширина земляного полотна, что обеспечивало скорость движения до 15 км/ч. На второй очереди уклоны смягчались, ширина полотна доводилась до проектной, сооружения укреплялись для защиты от действия паводка и ледохода, что позволяло повысить скорость движения до 30 км/ч1|3. Сооружение железнодорожных насыпей, подступов к берегу и мостов велось параллельно и круглосуточно. Строительство моста началось с забивания большого количества свай - по 15 копров одновременно забивали сваи в дно Днепра, а на берегу в это время монтировались пролёты, часть из которых изготавливалась прямо на месте4. В то же время на берегах сооружались насыпи и эстакады. Почти все работы первой очереди выполнялись вручную — носилками, тачками, с перевозкой грунта на узкоколейных вагонетках и бортовыми автомобилями. Лишь в конце работ первой очереди прибыла 4-я мехколонна НКПС с четырьмя полукубовыми экскаваторами. Из общего объема земляных работ вручную было выполнено 80,4%1.

Сооружение земляной насыпи под временную железную дорогу
Сооружение земляной насыпи под временную железную дорогу5

Отсыпка насыпи через протоки в пойме реки выполнялась автосамосвалами, которые после засыпки протока отправлялись на другую его сторону, таким образом машина успевала сделать до 100 оборотов за смену, подвозя грунт раз в 5 минут, по 75 кубометров за смену. Для погрузки грунта в поезда в карьерах использовались тяжёлые экскаваторы, это позволило в срок выработать, перевезти и уложить свыше 500 000 кубометров грунта.

Уже 17 января было закончено сооружение земляного подхода к мосту через Днепр, и начались работы по созданию земляного полотна главного пути и разъезда Гвардейский на острове Хортица, названного в честь 1й Гвардейской железнодорожной бригады. Также было начато сооружение земляного подхода к мосту через Старый Днепр со стороны правого берега. Кипела работа и на обоих руслах Днепра: здесь начинали расти деревянные временные мосты. Общая их длина по окончанию работ должна была составить 1886 метров, оба моста строились на свайных основаниях. Мост через Новый Днепр полной длиной 1330.1 м и высотой 9.5 м строили по схеме: 46 х 5,5 + 7 х 23,0 + 30,0 + 5 х 23 + 17 х 15,2 + 72 х 5,5. Всего для этого моста было забито 1520 свай при помощи 8 копров, установленных на понтонах, которые работали круглосуточно на протяжении всего периода строительства. Заготовка конструкций для моста велась на левом берегу и на острове Хортица. Опоры моста изготавливались из пропитанных специальным составом шпал и брёвен. Работы по возведению моста через Новый Днепр проходили в среднем темпе 28.9 метров в сутки, что стало возможным в том числе благодаря применению механизации. Впервые на строительстве мостов был применён консольный кран грузоподъёмностью до 60 тонн конструкции инженера Г. Артёменко, всего этим краном было установлено 33 пролётных строения. Его изготовили в мастерских мостопоезда в период подготовки к восстановлению днепровских мостов. Кран позже прошел путь по фронтовым магистралям до самого Берлина1. Применение крана позволило сократить время установки пролётного строения с 8-12 до 3 часов3.

Работа консольного крана на сооружении моста через Новый Днепр
Работа консольного крана на сооружении моста через Новый Днепр5 (нажмите для увеличения)

Строительство моста через Новый ДнепрСтроительство моста через Новый Днепр5 (нажмите для увеличения)

Сложным этапом в работах по строительству моста стала установка 30-метровой пролётной конструкции весом в 60 тонн над судоходным пролётом моста через Новый Днепр. Эта конструкция была оставлена немцами на берегу реки Кагальник, и подобрана мостостроителями. Работы проводились в метель, при 20-градусном морозе и ураганном (до 8 баллов) ветре, при этом мостовое полотно и даже консольный кран обледенели, но несмотря на это работы не прекращались ни на минуту4. Также сложность представляло и сооружение железнодорожного пути на правом берегу - здесь берег изрезан сетью балок и возвышенностей, для прохода которых потребовалось построить 12 малых искусственных сооружений.

Установка пролётного сооружения моста
Установка пролётного сооружения моста5

11 января начались работы по сооружению моста через Старый Днепр. Мост имел схему: 32 х 5,5 + 10 х 15,2 + 2 х 21,0 + 4 х 15,2 + 10 х 5,5, полную длину 556,5 м, высоту 9 м. Материалы изыскивали на месте, 6 пролетных строений пролетами по 15,2 м изготовили из элементов разрушенного моста и доставляли к временному мосту на салазках тракторами. За сутки трактор перевозил всего одну ферму. В течение нескольких суток шел снег и свирепствовал буран. Однако самоотверженный труд восстановителей не прекращался ни на минуту. Работы на мосту через Старый Днепр продвигались со средним темпом в 13.5 метров в сутки.

20 января инженерные войска построили низководные автогужевые мосты через оба рукава Днепра. Это значительно облегчило доставку материалов и конструкций, до этого они доставлялись плотами, буксируемыми катерами. Однако автогужевые мосты прослужили меньше месяца — в середине февраля их снесло поднявшейся водой. На монтаже опор и пролетных строений применяли различные способы — использовали единственный автомобильный кран, стрелы копров, лебедки и блоки, закрепляемые на деревянных мачтах, соседних опорах1.

Несмотря на все сложности, 20 февраля, спустя всего 48 суток с момента начала работ, даже раньше назначенного срока, был открыт проезд по мосту через Новый Днепр. А ещё тремя днями позже, 23 февраля, когда был готов и второй мост, состоялось торжественное открытие движения поездов по всему обходу. Работы на этом не закончились, ведь ещё оставалось защитить мост от паводков и ледохода, укрепить все сооружения и берега, защитить речные опоры мостов. Но и эти работы были закончены очень быстро - вторая очередь была сдана уже 15 марта. С этого дня поезда смогли передвигаться по обходу со скоростью до 30 км/ч.

Мост через Новый Днепр
Мост через Новый Днепр5 (нажмите для увеличения)

Мост через Старый Днепр
Мост через Старый Днепр5 (нажмите для увеличения)

За время строительства было выполнено 524 509 кубометров земляных работ, забито 2796 свай, установлено 1193 тонны металлических пролётных строений1. Было отработано 500 000 человеко-часов, уложено 12 000 метров железнодорожных путей, отсыпано до 80 000 кубометров камня, сооружено 552 689 метров насыпей и выемки4. В кратчайшие сроки в условиях послевоенных руин удалось наладить железнодорожное сообщение в одном из самых сложных участков, где русло Днепра делится на два рукава островом Хортица.

Временная железная дорога и мосты на аэрофотоснимке 1944 г.
Временная железная дорога и мосты на аэрофотоснимке 1944 г. (нажмите для увеличения)

Несмотря на то, что работы были завершены быстро, все построенные сооружения удалось защитить от паводков и нагрузок, которые они принимали на себя на протяжении последующих 9 лет. За это время удалось восстановить как ДнепроГЭС, так и оба основных моста через Старый и Новый Днепр - на месте разрушенных мостов Стрелецкого были построены современные мосты по проекту инженера Б.Н. Преображенского, движение по которым было открыто 30 декабря 1952 года. Только после этого необходимость во временных мостах и железнодорожной ветке через остров Хортица отпала, и они были демонтированы. Не обошлось и без инцидентов - так, например, в 1951 году на мосту через Новый Днепр произошла авария: во время движения поездов навстречу друг другу обвалилась одна из опор, в результате чего погибли люди. Случилось это в результате отсутствия периодического укрепления опор и пропуска по мостам перегруженных вдвое поездов6.

Интересно, что ещё до демонтажа, временные мосты появились на генплане Запорожья за 1949 год: возможно, тогда их планировали оставить в действии, заменив на более надёжные сооружения.

Временная ЖД-ветка и мосты на генплане Запорожья 1949 г.
Временная ЖД-ветка и мосты на генплане Запорожья 1949 г.

Несмотря на то, что временные сооружения давно разобраны, даже в наши дни можно найти их остатки как на острове Хортица, так и по берегам реки. На память о существовавшей когда-то железнодорожной ветке на левом берегу осталась её прежняя трасса, по которой сейчас проходит улица Привокзальная. Она упирается в то место, где когда-то начинался временный деревянный мост через Днепр. На острове Хортица в очень хорошем состоянии сохранилась железнодорожная насыпь. Она проходит в плавневой части Хортицы, сейчас прямо на насыпи организована туристическая тропа в страну плавней от мемориально-туристического комплекса Протолче.

Экскурсионная тропа в плавнях на бывшей железнодорожной насыпи
Экскурсионная тропа в плавнях на бывшей железнодорожной насыпи

Далее по насыпи продолжается грунтовая дорога, которая пересекает автодорогу, ведущую от пос. Овощеводов к биостанции ЗНУ. Этот участок дороги особенно примечателен тем, что здесь сохранились остатки деревянных шпал, наличие которых хорошо чувствуется, если проехать по грунтовке на велосипеде. Также здесь имеются остатки разъезда Гвардейского. Далее насыпь продолжается и поворачивает на запад, где становится особенно высокой, и выходит прямо к побережью Старого Днепра. В месте, где начинался мост через Старый Днепр, до сих пор стоят железобетонные опоры.

Насыпь старой железной дороги на Хортице
Насыпь старой железной дороги на Хортице

Остатки опор на берегу Старого Днепра
Остатки опор на берегу Старого Днепра

Сохранились также и остатки железнодорожного пути на правом берегу. До недавнего времени эта его часть была действующей, ей пользовался расположенный там песчаный карьер, однако не так давно железнодорожное полотно было демонтировано, и осталась лишь насыпь.

Временные мосты исчезли уже более 65 лет назад, но отголоски истории в виде остатков от тех сооружений, которые появились здесь благодаря нечеловеческому труду, выносливости и невероятным усилиям, всё ещё готовы встретить вас на Хортице. Здесь, среди заповедной природы, можно прикоснуться к одному из самых сложных, переломных и ярких моментов новейшей истории нашего края, увидеть своими глазами то, что когда-то казалось невозможным, оценить все масштабы и объёмы работ, которые пришлось провести в те нелёгкие зимние дни и ночи. Все они давно стали историей, но атмосфера и энергетика тех времён до сих пор живёт там, в этих камнях, насыпях, опорах и шпалах, присыпанных песком, прямо у вас под ногами. Лишь закрыв глаза, можно представить себе проезжающий мимо огромный паровоз, разрезающий светом прожектора ночную метель посреди плавневых проток и озёр, и буквально ощутить всю ту жизнь, которая когда-то кипела здесь, на легендарном Острове. А это - лишь одна из немногих страничек его бесконечной Истории, которая продолжает рождаться и прямо сейчас...

Алексей Толмачёв

Список источников и материалов:

1. Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945. — М.: Стэха, 2002.
2. Партархив Запорожского обкома КП Украины, ф. 157, д. 1983, л. 53.
3. Железнодорожный транспорт. 1945. N 1--6, с. 46-49.
4. Борисенко О. Тимчасові мости через Дніпро (1944-1952 рр.) // Музейн. вісн.- 2002.- № 2.- С. 122-125.
5. История жизни и боевой деятельности Мостопоезда №7 (28.10.1941 - 28.10.1944 г.) - Машинопис. - Фонди НЗХ НА-189.
6. Фонди Національного заповідника «Хортиця». – КН-27605а / П-17528.

Огромное спасибо за предоставленные фото мостов и процесса их строительства отделу фондов Национального заповедника "Хортица", а за помощь в поиске материалов и часть предоставленных источников - участникам сообщества "Атипичное Запорожье" и лично Фантору Петровичу!

Мобильное приложение

Мобильное приложение

Android-приложение включает в себя интерактивную карту-путеводитель по Хортице с возможностью навигации, подробные описания достопримечательностей, расписания транспорта, и множество других полезных функций

Узнать больше

Как добраться на Хортицу?

Узнайте, как доехать на Хортицу максимально быстро и эффективно. Вашему вниманию предлагается схема проезда, список маршрутов общественного транспорта, расписания движения автобусов и электричек.

Как доехать на Хортицу?

Куда пойти

Мемориально-туристический комплекс, расположенный в самом сердце заповедной природы острова Хортица

Это интересно

На острове Хортица имеется необычный камень, в котором находится ровное отверстие округлой формы. Есть предположение, что этот камень в древности служил в качестве маяка.

Прокат велосипедов на Хортице

Полезная информация

Этнические флейты myflute.org

Хортица - отличное место для единения с природой, медитации, духовного саморазвития. Природа острова - идеальное место, где можно поиграть на флейте - инструменте, воссоединяющем человека и Природу. Выберите флейту вашей мечты, и возьмите её с собой на природу! Специально для любителей острова Хортица - лучшие флейты от запорожского мастера! Заходите на наш сайт - myflute.org, и найдите флейту вашей мечты!

Перейти на сайт