Свидетели войны: как строили и восстанавливали знаменитые "Три мачты" и другие ЛЭП на Хортице - Национальный заповедник "Хортица"
Выступление Сечевых козаков

Свидетели войны: как строили и восстанавливали знаменитые "Три мачты" и другие ЛЭП на Хортице

Свидетели войны: как строили и восстанавливали знаменитые "Три мачты" и другие ЛЭП на Хортице

Уникальные исторические фотографии строительства и послевоенного восстановления переходов ЛЭП на Хортице, подробный рассказ об истории ЛЭП, пересекающих остров

В конце 20х годов XX века, с началом строительства Днепровской ГЭС, многие места в наших краях начали меняться до неузнаваемости. Огромная плотина, остановив течение Днепра, сдержала воды могучей реки, и под толщей днепровских вод скрылись знаменитые пороги. Взрывались древние гранитные скалы по берегам реки, на их месте появлялись дороги, электрические подстанции и массивные индустриальные сооружения. Некогда заповедные нетронутые степи покрывались рабочими посёлками и стройплощадками.

Не обошла стороной индустриализация и нашу Хортицу. Через крупнейший днепровский остров стали сооружать мосты, которые провели сквозь Хортицу автомобильную и железную дорогу. Параллельно со строительством ДнепроГЭСа появились и линии электропередач, которые должны были передавать электроэнергию от будущей гидроэлектростанции в разные уголки города, области и страны. Часть линий, которые планировали построить, согласно планам должны были пройти и через Хортицу. На одном из первых планов Днепровского строительства, появившихся ещё в 20х годах прошлого столетия, изображены линии электропередач, которые от машинного зала ДнепроГЭСа идут через еще существовавшую тогда песчаную отмель в северной части острова Хортица, и идут далее через остров.

Перспективный вид главных сооружений Государственного днепровского строительства, первая очередь, проект профессора И.Г. АлександроваПерспективный вид главных сооружений Государственного днепровского строительства, первая очередь, проект профессора И.Г. Александрова

На то время существовало несколько возможных проектов, отличавшихся в том числе и расположением линий электропередач, но во всех вариантах они пересекали Хортицу, ведь это был единственный путь перебросить высоковольтные провода с правого берега, где располагался машинный зал ГЭС, на левый берег, где строились промышленные гиганты Запорожья - главные потребители электроэнергии станции.

Вид острова Хортица в одном из проектов
Вид острова Хортица в одном из проектов

В начале 30х годов, вместе со строительством ДнепроГЭСа, началось возведение линий электропередач. Тут и там поднимались над землёй огромные металлические опоры.

Сооружение опоры линии электропередач свирского типа - одного из самых старых проектов ЛЭП напряжением 154 кВ
Сооружение опоры линии электропередач "свирского" типа - одного из самых старых проектов ЛЭП напряжением 154 кВ

Уже в 1932 году на Хортице появилась целая сеть линий электропередач, которая пересекла остров с северного скалистого побережья со стороны правого берега

1932 год, натягивание проводов на опоры, фото сделано со стороны подножия нынешнего кургана с флагштоком возле Музея казачества, вид на правый берег
1932 год, натягивание проводов на опоры, фото сделано со стороны подножия нынешнего "кургана" с флагштоком возле Музея казачества, вид на правый берег

Далее линии шли к восточному побережью острова в район Совутиной скалы. К сожалению, древняя скала, в которой даже когда-то была пещера, и возле которой находилось древнее скифское городище, подвергается негативному вмешательству ещё с начала ХХ века. Ещё в 1900 году здесь был разработан один из первых гранитных карьеров, следы от которого видны и сегодня.

Теперь, в начале 30х годов, на скале размещались ещё и линии электропередач. Здесь они должны были перейти крупную преграду - русло Нового Днепра. Поскольку ширина реки в этом месте немаленькая, а в будущем по этому руслу планировали открыть массовое судоходство, появилась достаточно сложная задача. Необходимо было перебросить провода через реку, подняв их на достаточную высоту над водой для достаточного габарита провисания, при котором суда не приближались бы к проводам слишком близко. Чтобы обеспечить такие условия, на каждом из берегов необходимо было поднять провода очень высоко. Расчёты показали, что в точках крепления провода должны будут подняться более, чем на 100 метров от поверхности воды!

Решением такой задачи стало сооружение огромных переходных опор, которые устанавливались на высокий скалистый берег на Хортице и на левом берегу напротив. Высота скал позволила немного уменьшить высоту сооружений - проектная высота опор составила "всего" 75 метров. Даже на сегодняшний день такие сооружения выглядят гигантскими, а на то время это было настоящее инженерное чудо. Так стали рождаться знаменитые "Три мачты". Опоры получили название "ПС" - "Переходная Специальная". Это единственный реализованный проект таких опор, других таких нет больше нигде.

1932 год, сборка переходной мачты
1932 год, сборка переходной мачты

Опоры из деталей собирали прямо на месте их установки. На определенном этапе, когда часть опоры была собрана, ее приподнимали, и продолжали собирать в "подвешенном" состоянии.

Май 1932 года, продолжение сборки одной из мачт
Май 1932 года, продолжение сборки одной из мачт

Высокие металлические стрелы удерживали опору в наклонённом положении, а в это время рабочие продолжали сборку, наращивая мачту.

23 мая 1932 года, сборка первой левобережной мачты
23 мая 1932 года, сборка первой левобережной мачты

Когда опора была практически в сборе, начинался один из самых впечатляющих этапов сооружения переходов - поднятие опоры в рабочее положение.

Июнь 1932 года, поднятие первой опоры на острове Хортица, на дальнем плане - уже смонтированная левобережная опора
Июнь 1932 года, поднятие первой опоры на острове Хортица, на дальнем плане - уже смонтированная левобережная опора

Поднятие мачты, рисунок
Поднятие мачты, рисунок

Вспомогательные стрелы, которые удерживали опору на многочисленных тросах, опускались на землю, и при помощи такого рычага опора поднималась, и становилась на фундаменты в пазы.

26 июня 1932 года, монтаж мачты на Совутиной скале, остров Хортица
26 июня 1932 года, монтаж мачты на Совутиной скале, остров Хортица

Оставшиеся работы по сборке и подготовке опоры к работе выполнялись уже в вертикальном положении.

1932 год, установленная переходная мачта ЛЭП высотой 75 метров
1932 год, установленная переходная мачта ЛЭП высотой 75 метров

Такой же процесс повторялся для каждой опоры.

10 октября 1932 года, установка переходных опор продолжается, на опоре справа уже смонтированы изоляторы, провода и грозозащитные тросы
10 октября 1932 года, установка переходных опор продолжается, на опоре справа уже смонтированы изоляторы, провода и грозозащитные тросы

В 1933 году работы по установке линий электропередач завершаются, все линии готовы к передаче энергии от ДнепроГЭСа к потребителям.

1933 год, переходные опоры через Старый Днепр с правого берега на Хортицу
1933 год, переходные опоры через Старый Днепр с правого берега на Хортицу

Кстати, "Три мачты" изначально было не по 3, а по 4 на каждом берегу. Куда же делись четвёртые? Разгадка - события, которые произошли спустя 10 лет после строительства ДнепроГЭСа. Началась Вторая мировая война, спустя некоторое время город был оккупирован нацистами. В 1941 году, отступая, советские войска взрывают ДнепроГЭС, но электроопоры при этом остаются целыми. На фотографиях времён оккупации 4 мачты всё ещё стоят на месте.

Фото времён оккупации: мост Стрелецкого разрушен, 4 мачты на Хортице продолжают стоять
Фото времён оккупации: мост Стрелецкого разрушен, 4 мачты на Хортице продолжают стоять

Но при отступлении немцы снова наносят множество разрушений: они взрывают ДнепроГЭС и мосты Стрелецкого, которые успели восстановить за время оккупации, и на этот раз успевают взорвать и часть линий электропередач, провода и тросы вывозят. Пережив практически все военные годы, мачты не выдерживают финального противостояния, и оказываются полностью разрушенными.

5 октября 1945 года, слева - разрушенная 4я мачта, справа - начало восстановления 1й, Совутина скала, остров Хортица
5 октября 1945 года, слева - разрушенная 4я мачта, справа - начало восстановления 1й, Совутина скала, остров Хортица

В 1945 году начинается восстановление переходов ЛЭП через Днепр. Первыми восстанавливают по одной опоре с каждого берега, которые выше всего по течению.

5 октября 1945 года, в балке Совутиной лежит разрушенная мачта, а на Совутиной скале начинают восстановительные работы
5 октября 1945 года, в балке Совутиной лежит разрушенная мачта, а на Совутиной скале начинают восстановительные работы

Восстановление опор производилось по старому проекту конца 20х годов, с небольшими изменениями и доработками.

5 октября 1945 года, рабочие восстанавливают мачту на Хортице на фоне разрушенного ДнепроГЭСа
5 октября 1945 года, рабочие восстанавливают мачту на Хортице на фоне разрушенного ДнепроГЭСа

Кстати, обратите внимание на остатки разрушенной опоры в левой нижней части фото, приведённого выше. В 2013 году во время прогулки в районе урочища Сагайдачного была обнаружена подозрительная яма. На её дне, на глубине более метра, обнаружились вот такие металлические конструкции, которые, по всей видимости, пытались утащить металлисты. К сожалению, спустя несколько дней уже не удалось рассмотреть и исследовать конструкции более подробно, т.к. они исчезли, скорее всего их успели вывезти и сдать на металлолом. По всей видимости, здесь были закопаны фрагменты разрушенных во время войны старых мачт - конструкции на современном и историческом фото очень похожи.

Фрагменты разрушенных мачт, выкопанные металлистами, 2013 год, фото Михаила Криволапова
Фрагменты разрушенных мачт, выкопанные металлистами, 2013 год, фото Михаила Криволапова

Как и в начале 30х годов, после войны опоры собирали на месте монтажа, а затем поднимали падающими стрелами.

5 октября 1945 года, восстановление опоры на острове Хортица
5 октября 1945 года, восстановление опоры на острове Хортица

Падающая стрела, установленная возле уступа Совутиной скалы, остров Хортица, 05.10.1945 г.
Падающая стрела, установленная возле уступа Совутиной скалы, остров Хортица, 05.10.1945 г.

1945 год, начало поднятия восстановленной опоры
1945 год, начало поднятия восстановленной опоры

Многие промежуточные опоры, а также переходные опоры через Старый Днепр, во время войны уцелели. Это значит, что они стоят здесь ещё с начала 30х годов и по сей день!

1945 год, вид с правого берега на северную часть Хортицы, переходы через Старый Днепр не разрушены
1945 год, вид с правого берега на северную часть Хортицы, переходы через Старый Днепр не разрушены

В 1945-46 годах первые мачты перехода через новое русло Днепра были установлены.

1945-46 гг, вид с Хортицы на разрушенный мост Стрелецкого, на дальнем плане на Совутиной скале уже стоит первая мачта, фото предоставил Юрий Лущенко
1945-46 гг, вид с Хортицы на разрушенный мост Стрелецкого, на дальнем плане на Совутиной скале уже стоит первая мачта, фото предоставил Юрий Лущенко

На протяжении следующих нескольких лет непрерывно велись восстановительные работы на Днепровской ГЭС и всех прилегающих линиях электропередач.

23 августа 1946 г., восстановление промежуточной опоры свирского типа, разрушенной в годы войны
23 августа 1946 г., восстановление промежуточной опоры "свирского" типа, разрушенной в годы войны

В 1947-49 годах восстанавливали следующие мачты на переходах через Новый Днепр.

1947-48 г., восстановление второй мачты на Совутиной скале на Хортице, фото из архива АО СПКТБ Запорожгидросталь
1947-48 г., восстановление второй мачты на Совутиной скале на Хортице, фото из архива АО "СПКТБ "Запорожгидросталь"

Из четырёх опор на каждом берегу было восстановлено по три. С тех пор у нас не "Четыре", а "Три мачты".

50е годы XX века, Три мачты на Совутиной скале
50е годы XX века, "Три мачты" на Совутиной скале

В 1960 году рядом с "Тремя мачтами" были сооружены большие трубчатые переходные опоры новой линии напряжением 330 кВ. Эти опоры немного ниже "Трёх мачт" - их высота составляет 62 метра. Что же случилось с четвёртыми мачтами, разрушенными во время войны, и так и не восстановленными? От них остались фундаменты, найти их можно и сегодня.

Один из фундаментов четвёртой мачты на Хортице
Один из фундаментов четвёртой мачты на Хортице

На некоторых фундаментах сохранились и остатки самих опор.

Фрагмент упавшей опоры на фундаменте
Фрагмент упавшей опоры на фундаменте

По величине изгиба толстых металлических пластин, когда-то служивших частью опоры, можно представить себе масштабы разрушительной силы, которая заставила этих гигантов упасть на землю.

Остаток четвёртой мачты на фундаменте
Остаток четвёртой мачты на фундаменте

Заклёпки, болты и гайки, оставшиеся внутри, помогают нам детально изучить конструкцию оснований опор, и разглядеть, как они собирались.

Остатки опоры
Остатки опоры

В целом, после восстановления в 40х годах ХХ века здесь мало что изменилось. С тех пор капитальные работы на опорах не проводились, и лишь иногда, раз в несколько лет, на них обновляют бело-красную раскраску. Ещё одно отличие - со временем одна из линий исчезла с той опоры, которая стоит ниже всего по течению.

Вид Трёх мачт в 50х годах ХХ века: обратите внимание на правую линию левой опоры
Вид "Трёх мачт" в 50х годах ХХ века: обратите внимание на правую линию левой опоры

Современный вид опор: одна линия отсутствует
Современный вид опор: одна линия отсутствует

Низкие концевые опоры, которые принимают на себя почти всю нагрузку от проводов над рекой и участвуют в их натяжении, также были разрушены во время войны и восстановлены в конце 40х годов по старому проекту.

Концевые опоры на Хортице в тумане
Концевые опоры на Хортице в тумане

Что же касается промежуточных опор, особенно тех, которые стоят и сегодня на Хортице, то многие из них пережили войну без повреждений, и продолжают работать уже восьмой десяток лет. Здесь, на Хортице, мы можем увидеть, как выглядели ЛЭП в далёкие времена, когда строился ДнепроГЭС. С тех времён нам достался и "экзотический" класс напряжения в 154 кВ - привезли его сюда американцы вместе с оборудованием General Electric, и этот класс напряжения остаётся в Днепровской электроэнергетической системе и сегодня.

Промежуточные опоры на заснеженной Хортице
Промежуточные опоры на заснеженной Хортице

Но были на Хортице и другие линии электропередач, от которых сегодня можно не заметить и следа. Одной из таких исторических линий стала построенная в первой половине ХХ века линия напряжением 35 кВ. Посмотрев на старую карту, можно заметить, что в районе балки Торговая Бухта (урочище Вырва) и балки Наумовой на Хортицу переходит ЛЭП.

ЛЭП в районе Наумовой балки на карте 70х годов (путь линии отмечен красными стрелками)
ЛЭП в районе Наумовой балки на карте 70х годов (путь линии отмечен красными стрелками)

Сегодня здесь нет такой линии, и чтобы увидеть, какой она была, обратимся к старым фотографиям времён ХХ века. А вот и находка - линия с интересными деревянными опорами!

1982 год, район скалы Рогозы, вид с Хортицы, фото из архива Владимира Сидорина
1982 год, район скалы Рогозы, вид с Хортицы, фото из архива Владимира Сидорина

Сейчас на этом месте можно обнаружить следы от некогда существовавшей линии - на Вырве возле скалы можно найти остатки фундаментов одной из опор (она стоит справа на фото выше), напротив этого места на Хортице сейчас торчат из земли железобетонные столбы - остатки опор всё той же линии. Далее на Хортице имеются остатки просеки на маршруте существовавшей когда-то ЛЭП. Проследим по карте за ходом линии по острову, и обнаружим, что она пересекает балку Большая Молодняга, а далее переходит новое русло Днепра:

Продолжение движения старой ЛЭП по Хортице (путь линий отмечен красными стрелками)
Продолжение движения старой ЛЭП по Хортице (путь линий отмечен красными стрелками)

Недалеко от нынешних Трёх мачт, чуть севернее кладбища, линия переходит Днепр, причём, судя по карте, одна из опор стоит на небольшой скале между насыпной дамбой шлюза и островом Хортица. На фотографии 50х годов это отлично видно!

1950 годы: ЛЭП на деревянных опорах (обведены красным) пересекает Днепр через небольшую скалу (слева)
1950 годы: ЛЭП на деревянных опорах (обведены красным) пересекает Днепр через небольшую скалу (слева)

Спустя некоторое время часть линии перешла с деревянных опор на металлические, деление на старый и новый участок хорошо видно на карте (см. выше - 2 красных стрелки на карте через русло Днепра). Вот на этом фото отлично видно старые и новые опоры:

1964 год, вид на новые металлические опоры линии 35 кВ с левого берега, впереди - насыпная дамба шлюза и остров Хортица, слева - старая деревянная опора, фото Георгия Осиповича
1964 год, вид на новые металлические опоры линии 35 кВ с левого берега, впереди - насыпная дамба шлюза и остров Хортица, слева - старая деревянная опора, фото Георгия Осиповича

Далее линия уходила на левый берег, и даже пересекала проспект в районе ул. 12 апреля:

Линия 35 кВ пересекает проспект в районе ул. 12 апреля, 1957 год, фото Виктора Воробьёва
Линия 35 кВ пересекает проспект в районе ул. 12 апреля, 1957 год, фото Виктора Воробьёва

Сегодня этой ЛЭП больше нет, и напоминаей о ней лишь одинокая опора на правом берегу, на ул. Истомина (см. Яндекс-Панорамы, сейчас проводов на опоре уже нет).

Была на Хортице и еще одна высоковольтная линия на деревянных опорах. Проходила она с правого берега в районе старой водокачки (напротив турпляжа), а на Хортице пересекала верховье балки Генералки и уходила в сторону нынешней остановки "ЦИМЭЖ".

Линия через балку Генералку на карте 70х годов, путь линии отмечен красными стрелками
Линия через балку Генералку на карте 70х годов, путь линии отмечен красными стрелками

На аэрофотоснимке 66го года видно просеку, она и сегодня не до конца заросла, а на месте старой линии проходит тропинка.

Тот же участок местности на аэрофотоснимке 1966 года, отчётливо видна просека для линии электропередач
Тот же участок местности на аэрофотоснимке 1966 года, отчётливо видна просека для линии электропередач

В отличие от предыдущей обсуждаемой линии, от этой осталось больше реальных свидетельств её существования. Возле старой водокачки на правом берегу стоит одна из уцелевших опор. Сохранившаяся на ней арматура датируется концом 20х годов ХХ века - это настоящий раритет!

Раритетная опора на правом берегу
Раритетная опора на правом берегу

На Хортице, на тропинке, которая прошла на месте старой линии, встречаются торчащие из земли железобетонные столбы, когда-то укреплявшие стоящие здесь опоры. А ближе к остановке ЦИМЭЖ, в лесу, сохранились даже несколько опор. Сейчас на них размещается линия с напряжением поменьше - 10 кВ.

Одна из сохранившихся опор на Хортице
Одна из сохранившихся опор на Хортице

Деревянная опора старой линии на Хортице
Деревянная опора старой линии на Хортице

Вот так дошла до наших дней история тех далёких времён, когда только начиналась электрификация. Негармонично вписавшись в окружающий ландшафт, продолжают стоять на легендарном острове железные гиганты, несущие энергию куда-то вдаль, сквозь километры лесов и степей, через речные русла и длинные лабиринты городских улиц. Это - ещё одна страница в многовековой истории нашего края, часть той истории, к которой и сегодня может прикоснуться каждый. И, возможно, в следующий раз, проходя мимо них - молчаливых гигантов-свидетелей войны, вы вспомните эти снимки, и, закрыв на миг глаза, сможете представить себе те волнующие исторические моменты, которые навсегда остались в летописи новейшей истории нашей Хортицы.

Алексей Толмачёв

В материале использованы фотографии из Центрального государственного кинофотофоноархива имени Г.С. Пшеничного, фото из фондов Запорожского областного краеведческого музея и Национального заповедника "Хортица", снимки из личных архивов Владимира Сидорина и Юрия Лущенко, фото из архива АО "СПКТБ "Запорожгидросталь", материалы страницы "Атипичное Запорожье", современные фото Михаила Криволапова и Алексея Толмачёва, а также фото Георгия Осиповича и Виктора Воробьёва, предоставленные редакцией газеты "Индустриальное Запорожье - Панорама".


Мобильное приложение

Мобильное приложение

Android-приложение включает в себя интерактивную карту-путеводитель по Хортице с возможностью навигации, подробные описания достопримечательностей, расписания транспорта, и множество других полезных функций

Узнать больше

Как добраться на Хортицу?

Узнайте, как доехать на Хортицу максимально быстро и эффективно. Вашему вниманию предлагается схема проезда, список маршрутов общественного транспорта, расписания движения автобусов и электричек.

Как доехать на Хортицу?

Куда пойти

Музей с большим количеством выставок и экспозиций, посвящённых истории острова Хортица и запорожского казачества

Это интересно

Первые курганы на Хортице начали возводить задолго до появления древнейшей из Египетских пирамид - в IV тысячелетии до нашей эры. Для сравнения, дата постройки древнейшей египетской пирамиды фараона Джосера - около 2770 года до нашей эры.

Прокат велосипедов на Хортице

Полезная информация

Этнические флейты myflute.org

Хортица - отличное место для единения с природой, медитации, духовного саморазвития. Природа острова - идеальное место, где можно поиграть на флейте - инструменте, воссоединяющем человека и Природу. Выберите флейту вашей мечты, и возьмите её с собой на природу! Специально для любителей острова Хортица - лучшие флейты от запорожского мастера! Заходите на наш сайт - myflute.org, и найдите флейту вашей мечты!

Перейти на сайт